среда, 18 марта 2015 г.

Сицилия. Часть 1: кофе, мандарины, туризм.

Скалолазная часть здесь: http://derzhk.blogspot.com/2015/02/2.html. Дальше просто о Сицилии, как я запомнил, а Алена сняла.

Интро

"Франция была бы прекрасной страной, если бы в ней не жили французы" Дино Дал Борго, венецианец.

Во Франции мы побывали и чтобы сравнить ее с Италией, а еще точнее, итальянцев с французами, мы приняли приглашение Лидии, близкой подруги Алены, погостить у нее в гостях в центре Палермо на острове Сицилия.
Этот выезд не был типичным скалолазным выездом. Хотелось увидеть, улышать, попробовать как можно больше: Палермо, кухню-еду-сервис, Сан Вито, погулять по склонам Этны, общатся и прочувствовать ритм острова и его обитателей, прочувствовать дух Сицилии. Погода внесла свои коррективы, но несмотря на это хочу признать, что мы получили широкий спектр эмоций и впечатлений. Далее в порядке хронологии, с фотографиями и комментариями к ним.

Палермо

С первых ступеней трапа, в лицо дул совершенно невероятный по ощущениям воздух Сицилии, воздух Палермо: пряный, свежий, не холодный и не горячий - комфортный, ароматный и вкусный.

Таможня, багаж - все было быстро. Справо от выхода из здания аэропорта остановка с англоязычной продавщицей билетов в киоске при остановке. Автобусы до центрального вокзала (stazione centrale), он в самом центре города и в 5 минутах от нашей квартиры, ходят каждые 30 минут (6.5 евро в один конец) или такси (от 50 евро).
Аэропорт в Палермо удивительный - находится на берегу моря, заход на посадку и посадку самолет делает прямо в гору. Построен аеропорт в 60-70ее годы мафией, для удобства, скорости и ближе к собственным виллам (по замыслу напоминает вертолетную площадку четвертого президента Украины). Но аеропорт работает из года в год и приносит пользу пассажирам и адреналин пилотам.

Очередная поездка за границу не обошлась для нас транспортными приключениями. В этот раз меня забанил главный смены таможенного контроля бергамского аэропорта - такой злобный, на голову ниже, лысый "мусолини" увидел оттяжки на сканере и расценил их как оружие и возможную угрозу пассажирам самолета. Время оставалось чтобы оперативно оформить багаж и бегом на посадку. Рывки с места, мат и игнорирование любой очереди с криками "скузи" были оценены большим пальцем части персонала таможни.

[Лайфхак: если везете скалолазное железо (карабины, оттяжки) и веревку и хотите это протащить через сканеры в салон как ручной багаж, то: заматывайте плотненько веревку в чехол или роупбэг, а оттяжки в вещи, тряпичную экоторбу, ткань. В таком варианте возможно на сканере не будет понятно что вы везете и служба безопастности аэропорта не приймет ваше снаряжение за оружие.]

30 минут и мы на центральном вокзале - центр города, к которому сходятся виа Рома и виа Маквэда, еще пять минут и мы дома на виа Дивизи - улица-достопримечательность с велолавками и мастерскими. Обнимашки, знакомства с обитателями международной коммуналки (Украина, Англия, Германия) и спать-спать-спать. Время в дороге: 14 часов - так долго добиратся лоу костами.

виа Дивизи - это улица-велосипедная лавка-мастерская

Вид с окна квартиры. Палермо с трех сторон окружают холмы и горы
Первый день в Палермо. Утро, кофе, апельсин-мандарин и гулять, забыть о прошлом, не думать о будущем и только впитывать лучи солнца, вдыхать на полные воздух с моря, улыбатся и говорить всем Чао, мы на отдыхе и гуляем здесь и сейчас. Мне всегда нравятся первые прогулки, первые впечатления и картинки в памяти в новом городе без карты и плана действия - идти куда заведет дорога и любопытство, не думая о времени, обязанностях, целях, быть свободным и спонтанным, когда все свежо и ново.

По традиции утро сицилийской хозяйки начинается с мытья кухни и стирки одежды, борьбой с пылью
парк Гарибальди: пальмы и баньяны
суботняя блошинка на пьяца Марина
тестировать кофе на летнике: что может быть приятнее в январе?
Вдоволь нагулявшись днем, мы в компании друзей посетили несколько хипстерско-продвинутых вечерних мест и заведений Палермо, например клуб с подземной рекой, такой себе "Efir" по-сицилийски, Бордер лайн, а также Вуччерию - мини-квартальчик и рынком, барами и продвинутой молодежно-около-богемной ночной тусовкой центра Палермо.
Сказывалась усталость от двух перелетов и дурманившая голову акклиматизация - все таки мы в субтропиках, к тому же, добавилась зимняя переменчивость погоды на острове: от летнего тепла погода может сменится пронизывающим ветром и дождем с градом и обратно несколько раз за день.
На следующий день программа была расширить географию поездкой в Монделло (читать о скалолазании на Сицилии здесь: http://derzhk.blogspot.com/2015/02/2.html). Также предстоял выход в свет - посетить знаменитый театр Массимо. (так и не понял что мы смотрели:), но публика, атмосфера, вид и дух театра мне понравились.

Памятник, стоящий на камне, на одной из соседних пьяц

Уно канолли кон рикота, порфаворэ

"на бороде"

ресторан "Галерея"

В "Бордер Лайн" перед началом пати

ночной причал в Палермо

Меня спрашивают: как для меня Италия? Говорил и говорю, что Сицилия - это не совсем Италия, а нечто особенное и оригинальное. Для сравнения в голову приходит параллель с Крымом (если смотреть на него с лучшей стороны). Сицилия - это Италия, но совершенно особенное от континентальной Италии и итальянцев место. Так что же такое Сицилия? Это самый большой остров в средиземноморье, омываемый тремя морями - с севера Тиренским, на востоке - Ионическим и на юго-западе Средиземным. Живут на этом остове - сицилийцы, как они себя называют - сичильяно, что подразумевает особый менталитет, отличающийся от жителей материковой Италии. Поскольку островом в разные времена владели арабы, византийцы, норманы, греки, французы, неаполитанцы, то можно себе представить тот невероятный коктейль, который бежит по венам коренного населения этого острова. История остова и его населения интересна и увлекательна. Но я не хочу углублятся в историю, а хочу провести параллели с временно-окупированным Крымским полуостровом, а если точнее, то Крым мог бы, если бы хотел стать таким же культурным и туристическим местом в европе, как Сицилия, если бы захотел, ведь рекреационно-туристический потенциал был и остается огромным, но местное население с местной мафией выбрали совсем другой вектор: милитаризация, советизация и всяческие другие деструктивные шаблоны вместо толерантности и открытости для бизнес-инвестиций. Я думаю что время расставит все на свои места и в аэропорту Симферополя каждые пять минут будут приземлятся лоукосты европейских компаний с туристами...Размечтался, лучше вернемся к позитивному и реальному.

памятник погибшим в борьбе с мафией
"Мафия бессмертна" - это выражение довольно часто звучало на постсовецком пространстве т.к. были популярны фильмы и телесериалы об итальянской мафии. В знаменитый поселок Карлеон мы не ездили, как и не приставали к местным жителям показать нам живого мафиозо.
В наше время мафия ведет себя тихо и не выпячивает свои достатки так, как это делает мафия на постсоветских широтах. Острый период конфронтации мафии и правительства закончился в девяностые годы, после особо горячих годов, когда взрывы, перестрелки, аресты, теракты, в общем война полиции и мафии шла каждый день. Сейчас мафия цивилизованно, но естественно по умолчанию от общественности, представленна своими депутатами в парламенте, которые лобируют свои законы и тем самым поддерживают цивилизованный баланс сил. Времена открытых противостояний позади.

Крылья

Виа Макуэда в выходной день

Пьяца Вильяна

Бронте и Этна

Все наше путешествие состояло из микро-путешествий по Сицилии: Сан Вито, Монделло и Бронте. Эта поездка была из разряда тупистически-познавательных: пообщатся, фотографировать, гулять и продышатся, но еще и с маленькими бонусами - открыть горнолыжный сезон.
Вернувшись к обеду из Сан Вито, у нас было несколько часов на перегрупировку сил и снова в дорогу. С прокатом не заморачивались и поехали на автобусе до Катаньи около трех часов, дальше несколько станций в метро Катаньи до ж/д вокзала, где тяга времен Мусолини везет еще два часа до Бронте - города фисташек. В сумме: около 5 часов дороги и ~20 евро.

Втроем, к нам присоединилась Лида - укрлокал в Палермо и наш хороший друг, мы ворвались в дом к волонтерам "Эрасмуса", которые занимаются работой над экологическим сознанием детей школьного возраста и местного населения близ Этны. Их зачада простая: показать как плохо жить с мусором и как хорошо без него, а также понять причинно-следственные связи в системе человек-природа.
Встретил нас  и был любезным гидом все выходные друг Лиды - немец Тило. Тило биолог с севера Германии, влюбленый в природу Сицилии, экологию и здоровый образ жизни.
Ребята из команды Тило приветствовали нас пастой с песто и фисташками, ништяками, организовали кухонную пати.

Бронте - город фисташек. Популяция: 15 000 жителей

Утро, радуга, кофе на крыше

Субота началась с радуги, кофе на крыше и планов. Из-за переменчивой погоды приходилось ловить погодные окна, когда дождь стихал и тучи открывали прекрасный вид на вулкан. Отыскали дождевики и пошли гулять маленькими тесными каменными улочками Бронте, городок, который 200 лет был разрушен потоком лавы и восстал из пепла.
Побродили под дождем по улочкам, добрались до лавовых полей, распогодилось и разыгрался аппетит. Лучшый фаст-фуд на Сицилии - это аранчини. Если дословно, то это апельсин, но как закуска - это шарик с рисом и начинкой в панировочных сухарях. После обеда в пастикерии мы прыгнули в две машины и поехали гулять в национальный парк "Этна": смотреть сопки, играть в снежки. Вечером ужин, настольные игры и разговоры о Муссолини, Гитлере и ментальных отличиях между народами Италии, Германии и Украины.
the lavochki

Пьяца. прогулка в дождливое утро

Стрит-арт
сажанец
подонок

Синий, зеленая, оранжевая, красный

Этна - мама, а папа - *

просто турист залез на кучу лавы на фоне вулкана

Вулкан Этна. Высота: 3323 м.

Тило: немец, биолог, тимлидер группы волонтеров

застывшая лава

Железная дорога до Катаньи построеная во времена Муссолини
изменения погоды переключают

местная почва плодородна из-за лавовых осадков

просто дом

желатто кон пистаккио

Сопка тусовка

прогулка по парку "Этна"

красивая картинка

"- А может двинем по выше?". Этот вопрос звучал неоднократно в течении суботы и по воле случая он реализовался в ответ: "- двинем!"
Тило, как арийский джентльмен и очень гостеприимный человек подсуетился с автотранспортом на воскресенье, прихватив Флавио с доской, мы утром поехали на горнолыжный курорт Etna Nord. (всего на Этне три горнолыжных курорта и сезон открывается в конце января). Около часа потратили на катание по серпантину на лысой летней резине по мокрому, местами заснеженному, асфальту. Курорт не большой, "домашний" с одним подъемником и небольшим набором трасс средней сложности. Приехали мы довольно поздно и на все про все у нас оставалось три часа.

Etna Nord/Linguaglossas ski resort

Longpizza. 1м

Icon
[Лайфхак: нельзя упустить такой приятный бонус в кафе и барах на Сицилии, как аперитив. Если вы вечером, зайдя в заведение, заказали выпить, то бесплатно можете получить достаточное количество закуски: чипсы, аранчини, оливки, куски пиццы, пирожные, печенье и другое, которой можно эффективно заменить ужин. Например, в кафе с Иисусом на стене, мы зашли укрытся от дождя и ожидать наш заказ метровой пиццы, пропустить по чашке кофе с фисташковым ликером. В итоге получили в нагрузку от доброго бариста пару тарелок пирожных ~ на 5 евро - неплохой бонус от добрых кондитеров воскресным вечером.]

Вернулись с Этна, поели пиццы, гуляли по ночному Бронте. Отъезд был утром и предоставился шанс посмотреть на железную дорогу через горы до Катаньи при свете дня.
Следующие дни мы бесцельно гуляли, отдыхали перед возвращением домой.

Снова Палермо

После трипа к Этне мы не только кофе гоняли да конолли заедали. В компании Лиды мы посетили центр совремееного искуства Ziza, где учат, выставляются и просто стрит-артят на територии,   и чудесный старый ботанический парк (который, по растительности, сложно назвать европейским). Ниже на фото:

очень старый фонтан

"не притулятись"

Алена осознает  баньян

wtf? (поиск через гугл картинки не помог)
Аудитории центра располагаются на территории старого индустриального предприятия, что напоминает наш Гогольфэст, но действующий на постоянной основе и без "трэшовой" локации и с хорошими декорациями, чьи склады и цеха были переоборудованы под нужды современного арт-центра и учебного заведения творческих специальностей. Свободно можно посетить любое занятие и понаблюдать работу скульпторов, дизайнеров, живописцев, работу театральной группы, а также залы с выставляемыми работами, которые, к сожалению, в этот день были закрыты к доступу.

студенты-скульпторы

работа студентов-живописцев

репетиция

в мастерской студентов-живописцев

arttube

Делая вылазки в разные части Палермо, мы наслаждались самым вкусным мороженым в желлатерии на углу виа Маквэда и виа Мариано Стабиле. Джелатерия с тридцатью видами мороженого из натуральных ингридиентов. Если долго интересоваться, пробовать и всячески шутить и общаться с продавцом - можно ожидать на гиперпорцию за стандартную цену. Сицилийци щедры на порции и открыты сердцем к общению. Что с легкость можно проверить на еще одной достопримечательности Палермо - в Балларо. Рынок является самым оживленным уличным рынком Палермо. Самая активность здесь наступает в начале вечера. Все просыпаются после сиесты и улицы наполняются увлекательным сочетанием звуков, запахов и видов уличной жизни. Это самое дешевое место в Палермо, где можно купить все: от китайской одежды до свежих продуктов, рыбы, мяса, оливок и сыра. Но также одно из самых опастных, особенно для белих туристов в вечернее время суток после захода солнца.

Алена: -"Добавь лайфхак насчет обмена валют"
[Скорее рекомендация, чем Лайфхак, но как есть. На Сицилии любят и уважают наличку, кэш, а к банковским карточкам относятся брезгливо, с ухмылкой; на доллары смотрят без особого энтузиазма. Так что лететь только с эврокэшем и без вариантов, а карта на подстраховку. Платить картой можно в хорошем ресторане, фирменом бутике, брендовом или сетевом магазине. Но зачастую в 90% случаев расчет идет наличкой. Мы потратили достаточно много времени и усилий для того чтобы снять деньги с карточки и поменять доллары. В обоих случаях была комиссия, но и даже такие простые операции доступны в далеко не в каждом банке.]

В Киеве я рекомендую мороженное от друзей "Dolce Italia"

3 кг мандарин = 1 евро

центральная пьяцца в Болларо

меч не пробовали. говорят не вкусная
Из вышеизложенных фотографий можно понять, что продают на рынке: фрукты, овощи, морепродукты, а также хлебобулочные, сладости, вино-пивко. Сицилийское вино довольно таки неплохое, но очень уж сладкое и темпераментное, как настоящий южанин, и не отличается тонкостями вкуса. Даже имеется местный "шмурдяк", который пью особо отчаявшиеся и разочаровавшиеся, по цене 1 евро за огромный бокал. Т.к. я все еще на аскетичном, то Алена предпочитала старый добрый просекко.
В темное время суток Балларо становится трешовым и опасным. Довольно часто там случаются преступления с применением насилия, а уже кражи - это привычное дело. В целях безопасности лучше избегать вечерних променадов за мандаринками и осминогом. Да и оставатся попить пивка на "летнике" в кругу местных колоритных аборегенов я бы не хотел. Уж лучше посетить пастикерию в конце Балларо и насладится дольче и чашечкой капучино.

Fine del viaggio - конец путешествия

Гуляния по Палермо последних дней каникул на Сицилии мы смазали поездкой в Монделло (читать здесь: http://derzhk.blogspot.com/2015/02/2.html), ну и традиционно накупили тарелочки/магнитики для мам.
Андьямо, как говорят. Спасибо всем кто нас приютил, спасибо близким за помощь, спасибо, что читали и смотрели картинки.
Желаю вам всем больше путешествовать в свободном стиле - это дает уникальный и незабываемый опыт.

Для ориентации на местности приаттачу карту острова:
камень пинаемый сапогом

чао-какао

* - Везувий

_________________________________________________________________________________

Другие публикации:

"Сицилия. Часть 2: скалы"

"Ментальные блоки озера Бафа"

"Voyage à Fontainebleau/Путешествие в Фонтенбло"